Сергей Ервандович Кургинян

Интервью для проекта

Фашизм-Реваншизм XXI

30 декабря 2012

Каковы фундаментальные отличия СССР и коммунизма от нацисткой Германии и фашизма? Какая роль и какое место отводились человеку соответственно в первом и во втором случае? Каковы были цели для человека, какого человека должно было создать в том и в другом случае?

Видео, часть 1



Я бы здесь затронул три основных аспекта: первое — отношение к истории. Для фашизма исторический процесс это, так сказать, процесс плохой, скверный. Если говорить о, так сказать, о глубоких корнях нацизма, то они, конечно, оккультные и там очень важна вот эта идея примордиальной традиции1, в которой человечество отпадает, всё ухудшается, ухудшается, ухудшается …

В этом смысле, все течения могут быть, как бы внутри поделены на две разновидности: историческая и контр-историческая. Есть контр-историческая христианство, историческое христианство, есть контр-исторический иудаизм, исторический иудаизм есть, контр-исторический ислам и так далее.

Фашизм — это контр-историческое течение. Оно молится на примордиальную традицию, молится на начальное некое идеальное состояние, которое ухудшается, ухудшается, ухудшается.

Второе — культура... Да, а как бы … Советский Союз, коммунизм и всё прочее — это, как бы марксисткие такие принципы — не важно совершенно даже, если не Маркс, а Ленин — не Ленин, Сталин — всё равно там везде боготворят историю, прогресс, вот это движение историческое: история-благо, мы уходим от очень плохой действительности, мы идём к лучшей; противоречия, трагедия этого исторического пути. Ну, наконец, из царства Необходимости - в царство Свободы.

«В царство свободы дорогу – грудью проложим себе»2. Мы движемся в некое новое лучшее царство. Это касается истории.

Вторая часть касается культуры. «Когда я слышу слово “культура”, я хватаюсь за пистолет»3. Так сказать, Советский проект боготворит культуру. Он основан на том, что вот культура есть высшее, что мы должны создать высокую культуру. Он её создал.

В этом смысле, очень интересно, что именно было создано фашизмом и , что было создано в Советском Союзе.

В Советском Союзе была создана полноценная большая великая культура. И даже те, кто её отрицает сейчас это понимают, потому что они непрерывно крутят по телевизору советские фильмы, потому что до сих пор прошло 20 лет антисоветской пропаганды и всего, а фильмы эти смотрят и восхищаются. Самые разные.

Это было создано в СССР. А все эти отдельные образцы того, что было создано в фашизме, — я не хочу сказать, что фашизм ничего не мог сделать — но всё, что он сделал: во-первых, не было великим.

Несколько писателей, которые к этому примкнули — это не были писатели, созданные фашизмом. Гамсун4 и другие. Это были писатели, которые как бы попали под обаяние и их творчество было в отнюдь не в фашистскую эпоху.

Но самое главное ... вот, посмотреть на эту Лени Рифеншталь5 , да?

Ну, она хороший документалист, но это такой гламурный документалист, который создаёт специальную эстетику тела и всего прочего. Это не искусство, это не человек — это такие непрерывные позы, скульптуры и всё прочее.

Это очень важно, что это всё построено именно на этом. Фашизм не знает, что такое большое классическое искусство, потому что — здесь я третье хочу сказать — для фашизма нет гуманизма. Он его ненавидит.

А для коммунизма есть новый гуманизм, так сказать. Итак, история, культура и гуманизм. Вот три черты, которые не просто отделяют Советский Союз от нацистской Германии, они противопоставляют Советский Союз нацисткой Германии. И все, кто уравнивает это, уравнивают это по принципу, что и там, и там не было демократии. Ну и что? Её ещё где-нибудь не было… в Саудовской Аравии. И при чём тут это?

Вопрос же заключается в том, что лежит в основе. В основе вот эти три вещи: культура, история, гуманизм. Вот по ним надо всё мерить.

Опять, это новый гуманизм, значит новый человек, о котором говорил, так сказать, коммунизм он был связан с историей, как сверхценностью и гуманизмом. Нельзя оторвать просто «новый человек». «Новый человек», «новый гуманизм» и «история, как сверхценность» — вот три вещи, определяющие содержание коммунизма.

Для фашизма, это антигуманизм, ненависть к культуре/антикультурное количество и ненависть к истории.

Внутри этого говорили о человеке-звере6, о белокурой бестии7 и обо всём прочем. Но эти разговоры о человеке-звере, обо всём с этим связанным, никакого отношения к гуманистическим новым проектам, которые делали коммунисты — не имела. Это была антитеза8.

Снова я хочу сказать, что разговор стоит не в том, что это было, как бы редакцией, что речь тут идёт о редакции. Вот, значит, одна редакция фашизма, другая редакция коммунизма. Там диаметрально всё противоположное: с одной стороны одно, с другой стороны — диаметрально противоположное.


Какова была роль СССР в противостоянии фашизму в самом широком смысле слова? Какова была и есть альтернатива фашизму, кто эту альтернативу воплотил и кто может воплотить в будущем?

Видео, часть 2



Роль СССР мы все знаем — это Великая Отечественная война. Если бы не было Советского Союза, то весь мир лежал бы у ног фашизма.

Все разговоры о том, что Америка, оставшись за океаном, что-нибудь бы там сделала — просто смешны. Америка бы не сделала ничего. Может быть, она защитилась бы супер мощным флотом и, так сказать, по тем техническим возможностям, она бы не была подвержена каким-нибудь страшным угрозам, но ракеты были уже большие. Вернер фон Браун9 и его команда создали бы ещё больше.

Ядерное оружие через пару лет тоже было бы. Поэтому разговоры о том, что Америка бы осталась при своих: с Европы бы её выкинули бы поганой метлой тут же.

Было известно, как американцы, так сказать, реагировали на наступление в Арденнах10 , когда это наступление началось они просто бежали с поля боя и руководители Англии и Америки умоляли Сталина начать операцию на Восточном фронте, чтобы — упаси Бог — не было бы полного разгрома на Западном.

Значит, они были бы отброшены, ракеты были бы созданы, подводный флот был бы очень мощный и я думаю, что Америку бы уничтожили тоже. Англия была бы уничтожена беспощадно, абсолютно. Была бы выжженная пустыня.

Поэтому, единственная страна, которая победила в Великой Отечественной войне — это Советский Союз. Я не хочу преуменьшать роль там, французского «Движения сопротивления»11 , хотя я не могу забыть о том, как быстро капитулировала Французская армия. Это неслыханная скорость в истории, позорная. Ну, было сопротивление в Италии, во Франции, в Греции (довольно сильные) очаги противодействия, в Югославии.

Все это было, но это всё мелочи. Была одна великая армия, одна великая промышленность, один великий народ, который это всё вынес на своих плечах тогда. И все это понимали.

Переосмысливать это начали нагло для целей Холодной войны12 и, в общем, трудно было сначала в 1946-1947 гг. начать это переосмысливать. Постепенно раскачались и придумали идиотскую версию того, что там есть тоталитаризм, нацизм и фашизм13.

Эта версия, которая никакого отношения к истории и политологии не имеет. Можно всё, что угодно назвать — любое отсутствие демократии, я повторяю, это тоталитаризм. Ну, и что дальше? И при чём тут это? И чем живёт человек? Впечатление, что человек живёт собственностью: вот, есть собственность - нет собственности. Мало ли где, что было собственностью. И что?

Значит, естественно, что победил Советский Союз. Просто любая другая версия — это просто омерзительно. Кроме того, победили коммунисты. И немцы говорили, вот: «идеи большевизма, которые вдруг оказалось, что вызывают у русских невероятный энтузиазм, вот их мы не посчитали и всё прочее».

Коммунистическая «красная Россия», Советский Союз, победила «чёрный Рейх». И это есть то, без чего нет понимания истории XX века и нет понимания нашего будущего.

Существует ли какая-либо третья возможность, третий путь развития человечества - не глобальный фашизм и не глобальный коммунизм - новый красный проект?

Видео, часть 3



Теперь, кто это может сделать завтра, кто это может остановить? Только тот, кто откроет новую дорогу в историю. Потому, что, если дорога будет закрыта и будет сказано, что история умерла — люди скажут: ну, вот видите, история уже умерла, а вы держались за историю. Культуры нет, есть потребление. Что осталось? Гуманизм. «Был скелетом нашей натуры»—, как говорил Стругатский . Был да всплыл.

И вот, эти три момента, три этих дела, из которых все это состоит, они-то как раз и приведут к тому, что фашизм, в каком-то изменённом виде — неважно в каком — неофашизм или нео-неофашизм. Ну, вот он придёт, потому что вот там не будет истории, не будет культуры, не будет нового гуманизма, а старый умрёт.

И вот, тогда окажется, что на трупе истории, культуры, гуманизма обязательно воссядет вот эта фашистская гадина.

Для того, чтобы это произошло по-другому, где-то должна получить новый импульс история, где-то должно начаться новое культурное движение и, где-то должно быть сказано новое слово о гуманизме.

Советский Союз умер. Россия сейчас, к сожалению моему глубокому, никак не является страной, которая подымает флаг гуманизма, истории, культуры, но предпосылки к этому огромные. Это всё может таким образом существовать. И, если оно не будет таким образом существовать и этот импульс не придёт оттуда — я не знаю, откуда может прийти.

Мне ясно, что он не придёт из Китая и Индии. Ясно, что Европа мертва. Соединённые Штаты тоже. Что остаётся? Не Африка. Наверное, Латинская Америка что-то может, я её плохо знаю.

Поэтому, при всей чудовищности положения России, надежда состоит в том, что на новом витке Россия опомнится, что Советский Союз в какой-то новой редакции будет восстановлен и, что, когда это произойдёт, может быть отсюда и будет, дан импульс, который подавит фашистскую угрозу. Повторяю, это не должен быть импульс чисто антифашизма, потому что фашизм будет очень сильно модифицирован. Это должен быть позитивный импульс истории, гуманизма и культуры.

Если эти три слагаемые сплетутся воедино и возникнет мощный импульс, дающий новый толчок всему этому, то фашизм отползёт назад. Может быть, он и начнёт применять какие-то военные формы, как бы завоеванием мира, но это будет не самое в нём страшное. На эти формы будет найден достойный ответ.

А вот, если просто умрёт история, культура и гуманизм, тогда крыть нечем. Тогда фашизм — это неминуемо будущее человечества. Естественно, подчёркиваю ещё раз, в сильно модифицированном виде.

Примечания.


1 Примордиальная Традиция это философская, исторически-культурологическая и социальная доктрина, основывающаяся на гностических корнях. Согласно учению Рене Генона, изначальное содержание духовности, «изначально целостный комплекс знаний, трансцендентного происхождения», в последствии, распавшееся на различные духовные традиции. Примордиальная Традиция ассоциировалась с северным регионом Гипербореи. Сторонники Традиции критикуют христианство за недостаточную традиционность. 

2 Русская революционная песня. Слова поэта-революционера Л. Радина ( 1897) 

3 Из пьесы «Шлагетер» (1933) немецкого поэта, драматурга и национал-социалиста Ганса Йоста (1890—1978).  Альберт Лео Шлагетер (12 августа 1894, Шёнау — 26 мая 1923, Гольцгейм, ныне в составе Дюссельдорфа) — немецкий партизан. Во время французской оккупации Рура в 1923 году возглавил партизанский отряд, устраивавший диверсии на железных дорогах. Пустил под откос несколько французских поездов. Был арестован французскими властями, обвинён в шпионаже и саботаже и 7 мая 1923 года приговорён военно-полевым судом к смертной казни. Казнён 26 мая 1923 года. Нацистская пропаганда, не без участия Иоста, сделала из него «мученика за идеи национал-социализма». Ошибочно приписывается Герингу, Геббельсу и др. 

4 Кнут Гамсун — норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1920 год. После прихода Гитлера к власти в Германии и во время Второй мировой войны Гамсун встал на сторону нацистов. 

5 Лени Рифеншталь — известный кинематографист, работавшая в период национал-социалистического господства в Германии. Её фильмы, прежде всего «Триумф воли», а также «Победа Веры» и «День свободы! - Наш вермахт!» восхваляют национал-социалистическую идеологию суггестивным и символичным языком, а также действенно-эстетично легитимируют её. 

6 «Человек-зверь» (1890) - роман Эмиля Золя (Emile Zola 1840 —1902) 

7 Die blonde Bestie. Из статьи Фридриха Ницше (1844—1900) «К генеалогии морали» («Zur Genealogie der Moral», 1887) и других его работ. «В основе всех этих благородных рас просматривается хищный зверь, роскошная, похотливо блуждающая в поисках добычи и победы белокурая бестия; этой скрытой основе время от времени потребна разрядка, зверь должен наново выходить наружу, наново возвращаться в заросли...» 

8 Антитеза, антитезис (др.-греч. ντίθεσις — противоположение от ντί — против + θέσις — тезис) - противоположение, противоположность. 

9 Вернер Магнус Максимилиан фрайхерр фон Браун (*1912 Пруссия; † 1977 США) конструктор ракетно-космической техники сначала в Третьем рейхе, а с конца 1940-х годов — в США. С 1938 года – член НСДАП. Был офицером СС в звании Штурмбанфюрера. В сотрудничестве с центром люфтваффе разрабатывал ракетные двигатели на жидком топливе, реактивные ускорители взлёта для самолётов а также баллистическую ракету дальнего радиуса действия A-4 (Фау-2) с использованием труда заключённых концлагерей. Впоследствии оказалось, что при строительстве ракет Фау-2 умерло больше людей, чем погибло от применения этой ракеты в качестве оружия. 2 мая 1945 г. сдался в плен американским союзным войскам. 

10 Наступление в Арденнах (кодовое наименование нем. Wacht am Rhein — «Стража на Рейне») — операция немецких войск на Западном фронте в ходе Второй мировой войны. Проведена 16 декабря 1944 — 29 января 1945 в Арденнах (юго-запад Бельгии) с целью изменить обстановку на Западном фронте, разгромив англо-американские силы в Бельгии и Нидерландах, и высвободить силы для Восточного фронта. 

11 Движение Сопротивления, или Сопротивление (фр. Resistance) — организованное противодействие (имело несколько организационных центров) оккупации Франции нацистской Германией в 1940—1944 годы. 

12 Холодная война — глобальная геополитическая, военная, экономическая и информационная конфронтация между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с 1946 по 1991 год.

Операция "Скрепка" (Operation Paperclip) — программа Управления стратегических служб США по вербовке учёных из Третьего Рейха для работы в Соединённых Штатах Америки после Второй мировой войны (1939-45). Хотя вербовка германских учёных началась сразу после окончания войны в Европе, американский президент Гарри Трумэн не отдавал формального приказа о начале операции «Скрепка» до августа 1945 года. Формально антигитлеровская коалиция сохраняла своё существование. На практике же обнаруживались все более углублявшиеся противоречия между СССР и его западными партнёрами. Когда Черчилль произносил свою речь (5 марта 1946 года в Вестминстерском колледже в Фултоне, штат Миссури, США), кризис достиг высшего накала, и президент Трумэн даже грозился применить против СССР атомное оружие. Был даже подготовлен план «Boiler» — атаки на 22 крупнейших города Советского Союза.

Интервью И.В. Сталина газете "Правда" о речи Черчилля в Фултоне (14 марта 1946 года)

13 Скорее всего С.Е. Кургинян имел в виду нацизм и коммунизм. Одним из первых употребивших этот термин был Лев Троцкий в книге «Преданная революция» (1936), характеризуя перерождение советского режима,  назвал его «тоталитарным». В 1938 австрийский писатель Франц Боркенау в своей книге “Коминтерн” отметил, что “тоталитаризм” объединяет СССР и нацисткую Германию как диктаторские режимы. Массовое распространение теория тоталитаризма получила после выхода в свет книги философа Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951 г.). Наибольшее распространение среди специалистов по сравнительной политологии получила модель тоталитаризма, которую в 1956 г. предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия». На Западе в годы холодной войны была взята на вооружение риторика, которая пыталась использовать любые общие черты сталинизма и фашизма для объединения их под одной вывеской тоталитаризма. Эта модель широко использовалась в антикоммунистической пропаганде.